Верфи и склады морского снаряжения находятся в Портовом Районе Галатиса: в десятках длинных деревянных строений возле причалов день и ночь стучат молотки, визжат пилы и снуют многочисленные плотники и корабелы.
Эта "кузница" имперского флота ежегодно пополняет его новыми могучими и быстроходными кораблями, укрепляя власть Ромера не только на суше, но и на море... В ближайшем строении чаще работа кипит вовсю: рабочие возводят деревянный каркас триремы под командованием невысокого щуплого корабела, бегающего вокруг с бронзовым транспортиром.
-Ну что ты делаешь, болван, ничего ты не закрепишь, наоборот-слетишь! Спинку не жалко-то, а? А вы куда потащили?! Возьмите ту, досок что ли мало кругом? Таак, вот теперь-двести семьдесят!-голос его почти хрипит, а туника взмокла от пота.
Увидев процессию важных гостей, он складывает руки рупором и из последних сил зовёт:
-Андрокл, ты где ошиваешься, бездельник?! Замени!
На крик прибегает запыхавшийся молодой помощник и продолжает работу старшего, командуя пронзительным, мальчишеским ещё, голосом:
-Взяли на девяносто градусов! Поднимаай!
Меж тем его наставник подходит к прибывшим, утирая пот рукавом и почтительно кланяясь.
-Добро пожаловать, мой господин, верно, желаете осмотреть сии верфи? Позвольте, я проведу Вас и заодно дам необходимую информацию. Итак...
****
По своей конструкции ромерийские боевые корабли принципиально не отличаются от галатийских: те же десятки и сотни весел в качестве основного движителя судна, та же многоярусная компоновка, приблизительно та же эстетика фор- и ахтерштевней.
Все то же – но на новом витке эволюции. Корабли становятся крупнее. Они обзаводятся "артиллерией" (ром.tormenta), постоянной партией морской пехоты (ром.manipularii), оснащаются штурмовыми трапами-"воронами" и боевыми башнями.
По имперской классификации все боевые корабли называются naves longae, "длинные корабли", за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих пропорцию ширины к длине 1:6 и больше. Противоположностью боевым кораблям являются корабли транспортные (naves rotundae, "круглые корабли").
Боевые корабли делятся по признаку наличия/отсутствия тарана на naves rostrae (с тараном) и все прочие, "просто" корабли. Также, поскольку некоторые корабли с одним, а то и с двумя рядами весел не имеют палубы, существовует разделение на корабли открытые, naves apertae (у галатийцев – афракты), и корабли закрытые, naves constratae (у галатийцев – катафракты).
Типы:
Основной, наиболее точной и распространенной классификацией является деление имперских боевых кораблей в зависимости от количества рядов весел.
Корабли с одним рядом весел (по вертикали) называются монеры (moneris) или униремы, а чаще всего именуются просто галерами,
с двумя – биремы,
с тремя – триеры или триремы,
с четырьмя – тетреры или квадриремы,
с пятью – пентеры или квинкверемы,
с шестью – гексеры,
c девятью - эннеры,
c десятью - децемремы.
Ромерийские корабли в среднем больше аналогичных по классу галатийских. При попутном ветре на корабле устанавливают мачты (до трех на квинкверемах и гексерах) и подымают паруса. Большие корабли бронируются бронзовыми пластинами и всегда завешиваются перед боем смоченными в воде воловьими шкурами для защиты от зажигательных снарядов. Также, накануне столкновения с противником паруса скатывают и помещали в чехлы, а мачты укладывают на палубу.
Имперские корабли оптимизированы для ведения прибрежных морских сражений, а не для длительных рейдов в открытом море. Обеспечить хорошую обитаемость среднего корабля для полутора сотен гребцов, двух-трех десятков матросов и центурии морской пехоты было невозможно. Поэтому вечером флот стремится пристать к берегу. Экипажи, гребцы и большая часть морских пехотинцев сходит с кораблей и ночует в палатках. Утром плывут дальше.
Корабли строятся быстро. За 40-60 дней корабелы могут построить квинкверему и полностью ввести ее в строй. Этим объясняются внушительные размеры имперских флотов.
Корабли имеют относительно низкую мореходность, однако за счет достаточно прогрессивных технологий (не без помощи искуснейших чародеев Империи), если корабль не погибает от ненастья или в бою с врагом, он служит удивительно долго. Нормальным сроком службы считаются 25-30 лет.
Поскольку на парусах ходят только при попутном ветре, а все остальное время пользуются исключительно мускульной силой гребцов, скорость кораблей оставляет желать лучшего. "Быстроходным" считается корабль, способный выжать 7-8 узлов (14 км/ч), а для квинкверем вполне пристойной считается крейсерская скорость в 3-4 узла.
Экипаж корабля по подобию имперской сухопутной армии называется "центурией". На корабле распоряжаются два главных должностных лица: капитан ("триерарх"), ответственный за собственно плавание и навигацию, и центурион, ответственный за ведение боевых действий. Последний командует несколькими десятками морских пехотинцев.
За исключением гребцов, все члены экипажа римских кораблей - вольнонаемные. (То же самое, кстати, относится и к греческому флоту.). Гребцами же, как правило, являются военнопленные или осуждённые преступники.
Командуют флотом два "военно-морских дуумвира" (duoviri navales), эквивалентные по статусу адмиралам. Отдельными соединениями от нескольких до нескольких десятков кораблей в реальной боевой обстановке иногда распоряжаются сухопутные командиры войск, перевозимых на кораблях данного соединения.